Невротические и нарциссические корни зависимости.
Комплекс всемогущества лежит в основе любой зависимости. Алкоголь и наркотики становятся простым способом преодоления чувства беспомощности и восстановления ощущение силы.
• Для некоторых людей с заниженной самооценкой такими спасителями становятся дарующие энергию кокаин или амфетамин, которые дают ощущение своей звёздности, раскованности и лёгкости бытия.
• Те, кого сжирает внутренняя агрессия, с радостью воспользуются успокаивающим действием опиатов, героина.
• Алкоголь и другие седативные вещества со смягчающим эффектом будут магическим снадобьем для людей, которые не признаются ни себе, ни другим в потребности сбросить напряжение и расслабиться.
Кроме того, в алкоголизме, наряду с саморазрушением есть скрытая бессознательная месть, обращенная к значимому другому.
Месть взрослого человека целенаправленна и отличается ярко выраженной внешней агрессивностью. Такая месть подразумевает открытый конфликт и разрыв отношений.
Алкоголик же не может подвергать себя риску потерять объект привязанности, какие бы горькие или враждебные чувства он к нему не испытывал.
Он ошибочно принимает близких за воображаемых врагов и угрожает тем, кого любит, отождествляя их с объектом из прошлого, в отношениях с которым он пережил ненависть (мать, реже отец).
Таким образом, алкоголик страдает вдвойне:
1. во-первых, от желания уничтожить объект любви;
2. во-вторых, из-за боязни потерять его.
Противоречивость алкоголика, его постоянные метания от любви к ненависти и обратно являются отражением страдания, которое ему пришлось испытать в раннем детстве.
Алкоголик занимает пассивную жизненную позицию, однако она не умаляет его агрессивности.
По отношению к объектам ненависти пассивность пьяницы приобретает явно выраженный агрессивный характер. Именно поэтому патологическое влечение к спиртному часто достигает своего апогея сразу же после вступления в брак.
Муж, имеющий предрасположенность к алкоголизму, ждет от своей жены материнской ласки, к чему нормальная женщина совершенно не готова. Это вызывает у нее протест, ибо она надеялась обрести партнера, за которым будет «как за каменной стеной».
В результате звучат упреки в холодности, и алкоголик расписывается в собственной мужской несостоятельности и неспособности нести груз ответственности за семью. Разочарованный он начинает тянуться к бутылке, которая одновременно является и наградой, и средством проявления замаскированной агрессии по отношению к жене.
Словно младенец, наркоман реагирует смесью из отвергающей ярости и одновременного стремления к абсолютной защищенности. При этом невыносимое напряжение переживается с детским чувством того, что окружающие обязаны предоставить ему облегчение и защитить.
Когда эта помощь не приходит, а детские чрезмерные притязания не удовлетворены, наркоман чувствует себя обманутым в своих элементарных потребностях. Окружение воспринимается как жестокое, бессердечное и враждебное, и годится любое средство, лишь бы облегчить это отчаянное положение.
Поэтому наркоман полагает, что не несет никаких обязательств перед обществом, которое не сумело ему помочь. Вместо людей, в которых он разочаровался, наркоман возлагает все свои надежды на магически исцеляющее воздействие наркотика.
Из нарушенных отношений ребенка с родителями, особенно с матерью, и развивается любая форма зависимости, которая имеет в своей основе комплекс всемогущества, как я сказала вначале.
Терапия состоит в том, что пациент с помощью работы печали должен быть возвращен в реальный мир, каким бы несовершенным он ни казался. Его претензии к прошлому могут быть вполне оправданными и признаваться, тем не менее, во взрослой жизни невозможно полное возмещение потребностей раннедетской фазы.
Настоящее и зрелое удовлетворение должно возникать из активной позиции по отношению к миру и проблемам прошлого.
Способность заботиться о себе выражена у взрослых в виде разумного планирования и осуществления деятельности, предчувствия вероятного вреда или опасности.
В ситуации угрозы человек испытывает предупреждающие его эмоции - страх, беспокойство или стыд. Взрослый человек выдерживает эти эмоции и не реагирует аффектом, в отличие от инфантильного человека.
Взрослый человек в состоянии:
• проверять реальность,
• рассуждать,
• контролировать себя,
• уметь воспринимать сигналы тревоги и видеть причинно-следственные связи, делая оптимальный выбор.
Запись на консультации
What's App: +7 (903) 080 1372
Почта: innai@mail.ru
Инга Игнатеня, психолог, психотерапевт
Член ОППЛ (Общероссийская Профессиональная Психотерапевтическая Лига)
Преподаватель психологии ГУ (г.Екатеринбург)
